Регистрация Вход
Город
Город
Город
Stepan-studio.ru

Stepan-studio.ru

Оригинальная музыка к спектаклям и мюзиклам. Качественная звукорежиссура и стильные аранжировки. Напишите: vk.com/stepan_studio или stepka68@gmail.com
Подробнее
TAGREE digital-агентство

TAGREE digital-агентство

Крутые сайты и веб-сервисы. Комплексное продвижение и поддержка проектов. Позвоните: +7-499-350-0730 или напишите нам: hi@tagree.ru.
Подробнее

Доклад Георгия Малинецкого. Итоги 20-летней «новой России»

Выступление Г.Г.Малинецкого в Совете Федерации...

Сколько стоит культура?
Г.Г. Малинецкий
Институт прикладной математики
Им. М.В. Келдыша РАН.

Выступление на Совете по культуре
Совета Федерации Российской Федерации
04.02.2011

Уважаемый Председатель!
Уважаемый члены Совета Федерации! Уважаемые коллеги!
Дорогие друзья!

Я имею честь работать в Институте прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН. Являюсь вице-президентом Нанотехнологического общества России и Клуба ин-новационного развития Института философии РАН (см. слайд 1). И на всех этих пло-щадках активно обсуждаются вопросы, затронутые на сегодняшнем заседании Совета по культуре.
Поскольку предыдущие докладчики смотрели на культуру как на инструмент, на процесс, на научное понятие или просили профинансировать их проекты, давайте посмотрим на культуру с системной точки зрения как на важнейший результат политики, проводимой в России.
Выдающийся испанский философ Х. Ортега–и–Гассет говорил, что жизнь ста-вит перед нами набор вопросов. Наши ответы на них и есть культура.
Иными словами, культура - это совокупность способов и результатов деятельно-сти народа; это синтез его интеллектуальных, материальных и духовных достижений, обеспечивающих его деятельность в настоящем и путь в будущее. При таком взгляде к культуре следует отнести не только искусство и его деятелей, но и технологии, про-мышленные и социальные, поддерживающие нашу цивилизацию, традиции, живущие в массовом сознании, заводы и институты, инженеров, руководителей, творцов. Ядром культуры являются смыслы, ценности, образ будущего, тип жизнеустройства нашей уникальной, самодостаточной цивилизации – мира России.
Это гораздо шире « культуры как отрасли»

Если XIX век был веком геополитики, ХХ – веком геоэкономики, то XXI веку, вероятно, суждено стать веком геокультуры. Опыт новейшей истории показывает, что танки, новейшие беспилотные аппараты и огромные финансовые потоки не могут сломить народ, отстаивающий свой цивилизационный выбор.
Именно в пространстве ценностей, образов будущего происходит соперничество и борьба в современном мире. Объектом террористической атаки 11 сентября 2011 года стал символ Америки – башни-близнецы Всемирного торгового центра, построенного выдающимся японским архитектором М. Ямасаки. В фонд мирового культурного наследия недавно был внесен ансамбль Казанского Кремля и его жемчужина – мечеть Кул Шариф (архитектор И. Сайфуллин и др., 2005 год). Многие рассматривают это здание как один из символов и святынь исламской цивилизации в России.
Основополагающее значение культуры начало осознаваться в XIX веке «Желез-ный канцлер» – Отто фон Бисмарк – утверждал, что войны выигрывают священник и школьный учитель. Железом и кровью должна быть, по его мысли, спаяна нация (см. слайд. 3).
Выдающийся поэт, блестящий дипломат, глубокий мыслитель Федор Иванович Тютчев оппонировал ему, имея в виду мир России, нашу идентичность:
Единство, - возвестил оракул наших дней
Быть может спаяно железом лишь и кровью.
Но мы попробуем спаять его любовью,
А там увидим, что прочней…
Великая Отечественная война, в которой наш народ сумел выстоять, показала, что любовь прочней. Генерал Гудериан – «танковый гений Германии» – говорил, что главная ошибка руководителей рейха состояла в том, что они недооценили культур-ный и образовательный уровень советского солдата, а также значение Единой энергетической системы СССР.
В.В. Путин, в бытность Президентом России, назвал распад СССР крупнейшей геополитической катастрофой ХХ века. С этим трудно не согласиться (см. слайд 4). С начала реформ, с 1985 года, валовый внутренний продукт (ВВП) нашей страны сокра-тился по отношению к американскому в 10, а по отношению к китайскому в 30 раз. Страна отброшена на много десятилетий назад.
И революция 1917, и революция 1991 года шли по одному сценарию. Кризис культуры, переходящий в катастрофу  политическая катастрофа  экономическая катастрофа  социальная катастрофа (достаточно напомнить, что за годы реформ новой России население страны сократилось почти на 10 миллионов человек). Культурная катастрофа происходит и сейчас.
Можно по разному относится к творчеству Булата Окуджавы. Однако его про-роческие строки прекрасно проясняют суть культурной катастрофы:
Вселенский опыт говорит,
что погибают царства
не оттого, что тяжек быт
или страшны мытарства.
А погибают оттого
(и тем больней, чем дольше),
что люди царства своего
не уважают больше.
Беспамятство, предательство своих системообразующих смыслов, своих куль-турных основ – начало сдачи страны. Вспомним издевку обласканного властью бар-да:«Еще мы делаем ракеты, и покорили Енисей, и даже в области балета мы впереди планеты всей». Уже России давно нет в дальнем космосе, а место страны-лидера мы сменили на функцию космического извозчика. И электростанций уж давно не строим, да и старые сохранить не можем. И с балетом теперь послабее. А скепсис и пренебре-жение к вершинам нашей культуры остались…
Результат культурной катастрофы, говоря математическим языком, можно оце-нить снизу (проще говоря, по минимуму). Это более 1,5 триллионов долларов… И вер-нуться с той исторической обочины, на которой мы оказались, будет очень нелегко.
Предположим, что в сфере культуры (а также других жизненно важных облас-тях) мы будем развиваться так, как сейчас, по инерции – без больших взлетов и паде-ний. Математическое моделирование показывает, к чему мы придем в этом случае. Компьютерный расчет, проведенный в Институте прикладной математики, дает про-гноз зон влияния разных цивилизаций на территории нынешней России к 2030 году (см. слайд 5). Рассматривается вариант, при котором войска не вводятся на территорию России и соперничество происходит, прежде всего, в сфере культуры, экономики, де-мографии. Сахалин и Курилы отходят к Японии, возникает марионеточное государство и довольно большая зона китайского влияния на Дальнем Востоке. Камчатка, Чукотка, Восточная и часть Западной Сибири отходят к США. Появляется мусульманский анклав в Поволжье, ряд государств на Кавказе и Северо-Западная республика. Нужны сверхусилия, в том числе в области культуры, чтобы свернуть с этой колеи, ведущей Россию в пропасть.
В отличие от Великобритании, Германии, Франции, Испании наша страна никогда не была колониальной империей. Российский император категорически отказался, когда выдающийся путешественник Н.Н.Миклухо-Маклай предложил ему создать русскую колонию у берегов Индонезии.
Как же удавалось держать и развивать огромное пространство, объединять наро-ды и культуры? Россия предлагала более высокие смыслы и ценности, более высокий стандарт отношений, впечатляющее видение будущего. Она несла новый уровень об-разования и технологий. Мы гордимся великим русским полководцем грузином Багра-тионом, великим русским художником евреем Левитаном, выдающимся советским пи-сателем киргизом Чингизом Айтматовым… Хочется верить, что мир России, вселенная российской культуры не только в прошлом, но и в будущем.
Показатель культуры страны – это тип её жизнеустройства. И здесь уместны международные сравнения (см. слайд 6).
Существует универсальная кривая, показывающая, как зависит средняя ожидае-мая продолжительность жизни от ВВП на душу населения. Из этой кривой «выпа-дают» страны тропической Африки, в которых более 30% взрослого населения заражено СПИДом и … Россия. Мужчины нашей страны живут на 10 лет меньше, чем позволяют их доходы. Живем мы плохо, но зато недолго. Причина сверхсмертности – сверхпотребление тяжелого алкоголя, сложившийся образ жизни.
В мире катастрофическим уровнем потребления алкоголя является 8 литров на человека в год. В России, по одним оценкам, этот показатель равен 15,6 литров, по другим - более 18. Это и есть итог, концентрированное выражение наших достижений в области культуры.
Справа популярная реклама водки «Русский стандарт». Мы действительно хо-тим, уважаемые члены Совета, чтобы это был русский стандарт?
Чтобы понять особенности переживаемого периода, стоит посмотреть на вре-менной срез наших демографических показателей (см. слайд 7). Когда идет война, то мужчин убивают и разница в ожидаемой продолжительности жизни между женщина-ми и мужчинами возрастает до 10-12 лет. На слайде мы видим один пик, связанный с Первой мировой войной, второй – с Великой Отечественной войной. Видно, что нынешнее положение дел более тяжело и трагично, чем в военную годину. Из графика видно, что, по сути, в стране идет холодная гражданская война. Война на уничтожение народа России.




Очень удобно сравнивать потребление и производство алкоголя (см. слайд 8) и тираж газет и журналов в РСФСР и РФ. Видно, что наиболее тяжелым был 1996 год, когда большие социальные группы утратили надежду на будущее. Есть страны первого класса (например, США), которые «скупают» и привлекают отдельных энергичных, талантливых людей – ученых, менеджеров, артистов. Страны второго класса (напри-мер, Китай) скупают технологии и компании, которые им нужны. Страны третьего класса ( к ним относятся многие развивающиеся государства) закупают продовольст-вие, тем самым проедая невосполнимые природные богатства. Но есть страны и чет-вертого класса (из графика видно, что к ним относится Россия). Они пропивают свои ресурсы – примерно половина алкоголя, выпиваемого в России, является импортом…
Видно (график справа), что за время реформ последних 20 лет общий тираж журналов в нашей стране упал примерно в 15 раз. За это же время тираж научно-популярных журналов уменьшился в среднем в 100 раз.

Производсво (1) и продажа (2) водки в РФ (РСФСР)



Тираж журналов в РСФСР и РФ (млн. экз.)



Показательна судьба журнала «Квант», рассчитанного на школьников и студен-тов, интересующихся физикой и математикой. Это именно те люди, которые связыва-ют свою будущую профессию с наукой и высокими технологиями. Успех модерниза-ции России, о который часто говорит Президент, через 10-15 лет в огромной степени будет зависеть от них. В советские времена тираж этого журнала превышал 300 тысяч экземпляров. В настоящее время… 800.
Дают себя знать и образовательные реформы, и ЕГЭ, и «болонизация» образова-ния, и общее падение культуры. Однако ещё не вечер. Мне довелось участвовать в об-суждении проекта закона «Об образовании» и образовательных стандартов в Государ-ственной Думе. Более 40 миллионов граждан России выступают против ЕГЭ, но их не слышат. Модернизация России и проводимая ныне политика образования и культуры – «как гений и злодейство – две вещи несовместимые».
Каков же должен быть главной вектор культурной политики государства рос-сийского? Это преодоление неверия в Россию.
Вспомним тютчевские строки:
«Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить».
Неверие в народ России, в её будущее – опасная болезнь, поразившая и значи-тельную часть элиты, и определенную часть народа (см. слайд 9).
Несколько ярких примеров. Проект «Сколково» отбрасывает нас примерно на 300 лет назад, ко временам Немецкой слободы. В этой слободе Петру I приглянулась Анна Монс (которую он впоследствии казнил) и вообще «зарубежный уклад». Да и на иностранных языках говорить престижно. На прошлой неделе проректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ на пол-ном серьёзе объяснял профессорам этого вуза, что для того, чтобы выбиться в мировую университетскую элиту, нужно, чтобы во многих аудиториях Академии звучала анг-лийская речь, и 10% всех преподавателей бы иностранцами.
Впрочем, к комплексу острой национальной неполноценности части правящей элиты нам не привыкать. Сначала учителями были голландцы, немцы (помните незаб-венного Вральмана из фонвизинского «Недоросля»?), потом французы, сейчас амери-канцы. Видимо и до китайцев скоро дойдем.
На память приходит исторический анекдот. Царь решил наградить героев войны 1812 года и, в частности, генерала Ермолова – «Проси, что хочешь, генерал! – Всё сделаете? – Всё! Произведи, государь меня в немцы!» Видимо, лучших из лучших у нас надо будет производить в американцы.
Совсем недавно интернет взорвала сенсация. «Роснано», возглавляемая госпо-дином А.Б. Чубайсом, решила сделать крупнейшую венчурную инвестицию – вложить 700 миллионов долларов в маленькую, малоизвестную компанию Plastic Logic, предла-гающую новую технологию производства экрана для ноутбуков (последние в России не делаются). 700 миллионов долларов, видимо, деньги небольшие для «Роснано». Однако это примерно половина бюджета Российской академии наук. Но где Академия и где Plastic Logic?
В Великобритании живет более 300 тысяч русских, да и детей российской элиты стало престижно учить на берегах туманного Альбиона. Более 500 миллиардов долларов российской элиты лежат на их счетах западных банков. Збигнев Бжезинский – известный друг России – советует нам разобраться – это наша элита или уже не наша.
Образ России за рубежом во многом связывает с фильмами, снимаемыми в стра-не. К сожалению, иностранцы их не всегда понимают. Показательно мнение, которое мне довелось услышать от одного искусствоведа о фильме «Утомленные солнцем-2», который с оглушительным успехом прошел по кинотеатрам России: «За антисовет-ские, антикоммунистические, антироссийские произведения и акции вы уже всё полу-чили. И кредиты, и Нобелевские премии и «Оскаров». Почему же вы опять заходите с этой карты?» И что ему скажешь?
Однако если «Сколково» отбрасывает нас на 300 лет назад, то карта национа-лизма, кланов, тейпов, мафий, диаспор, которую начали активно разыгрывать многие политические силы в последние месяцы, отбрасывает нас к родоплеменному строю. У бандитов нет отчества. И события на Манежной площади, организованные 11.12.2001, в ходе которых пытались растоптать высокое звание «гражданин России» - тоже одно из проявлений культурной катастрофы.
Неустройство в жизненном укладе многих возрастных, социальных, профессио-нальных групп, регионов России, происходящая культурная катастрофа уже обошлась миру России более, чем в 100 миллионов человек лет. Это очень тяжелый удар по на-шей цивилизации. И чтобы переломить тенденции – деградации общества, личности, государства – сойти с пути распада также нужны и понимание, и массовая поддержка, и масштабные действия.
Тем не менее, очень важны первые шаги. Ряд из них может быть достаточно бы-стро сделан на уровне Совета Федерации.
Одна из хороших черт нашего народа, на которую обращали внимание Пушкин, Достоевский, Толстой – умение и желание учиться. И здесь, пожалуй, стоит обратиться к американскому опыту. В 1986 году произошла одна из крупнейших технологических катастроф в истории – авария космического корабля «Челленджер». И дело не только в прямых потерях, превысивших 1,5 млрд. долларов, но и в том, что, по крайней мере, на 15-20 лет замедлилось развитие самой космической отрасли и в США, и в мире в целом.




Катастрофа-86




Фейнман




Д.Эйзенхауэр

Выдающийся физик ХХ века, лауреат Нобелевской премии, Ричард Фейнман был включен в комиссию по расследованию причин аварии. Он попросил зафиксиро-вать в заключении комиссии его особое мнение. По его мнению, главная причина ава-рии – ликвидация Комиссии по науке при Президенте США, созданной при президен-те Эйзенхауэре. В обязанности этой комиссии входило информировать президента о вызовах в сфере науки и высоких технологий, рекомендовать экспертов, после бесед с которыми, президент мог принять обоснованное решение, а также быстро и по сущест-ву рассматривать обращения специалистов, работающих в этой сфере. Оказалось, что, по крайней мере, 3 человека,направили документы, предупреждавшие о катастрофе, но по традиционной бюрократической лестнице они просто не успели дойти до лиц принимающих решения до аварии.
Предлагаю создать Междисциплинарный совет по культуре при Председателе Совета Федерации. Этот совет мог бы и анализировать, поддерживать принятие решений, касающихся культурного пространства страны, выявлять новые угрозы и возможности в сфере культуры в широком, системном контексте. Это соответст-вовало бы и той роли, которую начала играть культура в XXI веке, и серьезности вы-зовов в данной области, с которыми столкнулась Россия.
Деятельность канала «Культура», который, как выяснилось, и не курируется Министерством культуры, и не имеет к нему отношения, заслуживает внимания. Одни и те же передачи из серии «Живое дерево ремесел» или «Сокровища мировой культу-ры» на моей памяти из года в год идут уже лет 8-9. Можно повторить раз-два, для не-понятливых 3-4, но 9 – это явный перебор. Предлагаю тем или иным способом подчи-нить канал «Культура» одноименному министерству. Это позволит судить и об уровне министерства, и о его политике, и обеспечит обратную связь. Мы должны знать в лицо руководителей отечественной культуры, знать их идеи, проекты, планы.
Мне, волей судеб, довелось посмотреть блок новогодних передач. И я понял, что за 20 лет реформ мы вырастили не выдающихся, а великих артистов. Но мы их не це-ним, ни жалеем, не бережем. Они просто работают «на износ», создавая шедевр за ше-девром. Предлагаю учредить почетное звание «Великий артист России» (I, II и III ка-тегории). Издать их портреты, поставить им бюсты, а также дать им отдохнуть от теле и радиоэфира хотя бы 10 -15 лет.
Наш министр культуры, господин А.А. Авдеев, насколько я знаю, в течение ряда лет был послом России во Франции. Предлагаю направить его в командировку (за счет Совета Федерации) во Францию для ознакомления с культурной политикой этой страны. Эта страна имеет очень сильную культурную политику.
Один пример. Не секрет, что мы в России, лучше знаем и больше любим фран-цузское кино, чем отечественное, а порой и воспринимаем Ришара, Депардье, Габена, Луи-де-Фюнеса, Бельмондо, как хорошо знакомую дальнюю родню. И это результат продуманной культурной политики, направленный на создание адекватного образа Франции за рубежом. Организация «Юнифранс» отбирает на национальном кинофес-тивале 5 лучших комедий, 5 лучших мелодрам, 5 лучших детективов и т.д. И целена-правленно продвигает их на рынки других стран. (Впрочем, может быть, у них хуже дело с великими…) Они активно, талантливо, заботливо поддерживают свою живо-пись, музыку, театр. Десятиэтажный институт современной музыки ИРКАМ произво-дит большое впечатление… А у наших у ворот все идет наоборот.
Напомню миф о Платоне, спорившем с блудницей о том, кто из них сильней. Они увидели молодого человека. Платон пообещал открыть юноше тайны, которые он понял, всю жизнь занимаясь философией. Блудница пообещала развлечь юношу немед-ленно и бесплатно. И он выбрал второй вариант.
- И кто же из нас сильней? - с издевкой спросила женщина – Ведь он пойдет со мной, а не с тобой.
- Но я-то зову вверх, а ты вниз!

Россию пора звать вверх. Пока не поздно. Время пришло.


 



Источник: http://m-kalashnikov.livejournal.com/752920.html#cutid1

Поделитесь с друзьями:

Смотрите также:

Г.Г. Малинецкий культура Россия

 

Комментарии:

Во многом правильно дядька говорит. В особенности если понять, что культура, это то, что взращивается и лелеется с некой заранее задуманной целью.
Пример-культурные растения и сорняки.
Именно в этом смысле следует понимать пословицу:
"Талантам нужно помогать, бездарности пробьются сами."
С другой стороны, чтобы загубить "огород" (это цель) нужно взрастить на нем сорняки, то есть взрастить другую культуру, оставив первую без поддержки.
В этом смысле становится понятен замысел войны якобы методом культурного сотрудничества, на самом деле замещением одной культуры другой, которая соответствует замыслам агрессора.

Ответить

Есть еще умные люди, и это радует. Еще Кургиняна хорошо почитать, полезно.
А пропендосовскую пятую колонну, окопавшуюся во власти и проталкивающую свои грёбаные реформы, давно к ногтю надо.

Ответить

"Предлагаю учредить почетное звание «Великий артист России» (I, II и III ка-тегории). Издать их портреты, поставить им бюсты, а также дать им отдохнуть от теле и радиоэфира хотя бы 10 -15 лет.
Наш министр культуры, господин А.А. Авдеев, насколько я знаю, в течение ряда лет был послом России во Франции. Предлагаю направить его в командировку (за счет Совета Федерации) во Францию для ознакомления с культурной политикой этой страны. Эта страна имеет очень сильную культурную политику."
-
Ирония тонкая..., но очень грустная...
"Россию пора звать вверх. Пока не поздно. Время пришло." - рассчитывать российское общество сейчас может разве что лишь на свои небольшие силы - практически нет надежд на нынешнее "либерально-космополитическое" государство в деле возрождения уникальной российской цивилизации... по крайне мере, это касается большей части русской нации... теперь частенько говорится о постепенном вырождении при сохранении существующих тенденций...

Ответить

фигня, даже лень комментировать.
Относительно журналов - мля, какой сейчас век?
Я регулярно по рассыке получаю по e-mail с содержанием тех журналов, которые читал и ранее. Скачать интересующий номер журнала no problem.
нытики, мля.

Ответить

В науке мы сейчас в такой эээ..., что лучше действительно поучиться у иностранцев, а не начинать с азбуки. Сами уже не догоним, времени не хватит. Странно, что автор так противится иностранцам - наука не бывает местечковой, нужен обмен, в том числе и учеными. А английский язык вообще любому ученому нужен

Ответить

        бойцовый кот

Спасибо за пост.
Для человека, несомненно, владеющего закрытыми цифрами статистики, анализ мог быть и более полным, как по состоянию общества, таки и его культуре и промышленности, - для остроты обсуждаемого момента и акцента. Вместо этого - невнятные речи чиновника, слегка близкого к Несогласным гуманитариям. И меры, зачастую выраженные с сарказмом, неконкретны для лица такого ранга, и лишь эмоциональны, как часто бывает у писателей этого форума.

Ответить

 
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.