Регистрация Вход
Город
Город
Город
TAGREE digital-агентство

TAGREE digital-агентство

Крутые сайты и веб-сервисы. Комплексное продвижение и поддержка проектов. Позвоните: +7-499-350-0730 или напишите нам: hi@tagree.ru.
Подробнее

Что такое ВТО? В чьих интересах в ВТО принимаются решения? Чем опасна ВТО?

Александра Ждановская
Что такое ВТО? В чьих интересах в ВТО принимаются решения? Чем опасна ВТО?


История создания


Всемирная торговая организация (ВТО) не входит в ООН и, соответ­ственно, законы ВТО стоят для ТНК и стран-членов ВТО выше законов ООН (экологических, трудовых прав МОТ ООН и т.д.). Почему же ВТО не является частью ООН?

В 1948 году ООН приняла Устав ITO (International Trade Organization, Международная торговая организа­ция), который учитывал соглаше­ния по обеспечению занятостью, законы против монополий концер­нов, а также меры по защите вну­тренних рынков. Однако Конгресс США отклонил ITO, ссылаясь на недостаточную защиту инвестиций американских банков и концернов. И в том же 1948 году была создана другая организация и принято дру­гое соглашение — GATT (General agreement on tariffs and trade, Гене­ральное соглашение по тарифам и торговле, ГАТТ). Созданная как вре­менная организация, ГАТТ просуще­ствовала с 1948 по 1995 год, пока не была преобразована в ВТО. В ВТО входят следующие Соглашения:

 

  • GATT (ГАТТ, Генеральное согла­шение по тарифам и торговле);
  • GATS (ГАТС, Генеральное согла­шение по торговле и услугам);
  • TRIPS (Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности);
  • TRIMS (Соглашение по инвести­циям);
  • соглашение по сельскому хо­зяйству;
  • текстильные соглашения;
  • соглашения по субсидиям;
  • антидемпинговые меры;
  • соглашения по финансовому рынку;
  • SPS (Соглашение о санитарных и фитосанитарных мерах);
  • ТВТ (Соглашение о технических препятствиях торговле).

 

Теория «свободной торговли» как идеология Рассмотрим аксиомы ВТО.

 

Аксиома 1. Либерализация торговли была рычагом развития промышленности для ставших сегодня развитыми стран и для послевоенного развития в новых индустриальных странах.

Развить свою экономику и про­мышленность можно, только «открыв себя» мировому рынку, заявляют ВТО, Международный ва­лютный фонд (МВФ) и Всемирный банк (ВБ).

«Все успешные страны осно­вывали свою стратегию роста на традиционном рецепте реформ ма­кроэкономической стабилизации, либерализации торговли и использовании рыночных механизмов»[1], — утверждают они. «Быстрый и постоянный рост был только в стра­нах, которые прогрессивно либера­лизовали защиту от импорта»[2]. «В Чили, Сингапуре, Гонконге и Тай­ване были использованы принципы свободного рынка»[3].

У идеологии, которую исполь­зуют ВТО, ВБ и МВФ, нет научной основы. Корейский экономист Чхан Ха Джун опубликовал в 2003 году книгу «Kicking Away the Ladder. Development strategy in historical perspective»[4], где исследует этот вопрос и приходит к выводу, что богатые страны в тот период, когда их экономика только развивалась, сами использовали меры протекци­онизма — например, Великобрита­ния и США. Новые индустриальные страны (НИС) в период развития промышленности также поддержи­вали и защищали свою экономику. Следовательно, утверждение, что богатые страны и НИС смогли раз­вить свои промышленность и эконо­мику, используя рецепты свободной торговли, — просто миф. Этот миф используется богатыми странами («странами центра» в соответствии с терминологией И. Валлерстайна и С. Амина), чтобы предотвратить ин­дустриализацию в бедных странах. Ведь появление в бедных странах собственного производства автоматически сократило бы рынки сбыта ТНК. И потому в рамках ВТО кор­порации богатых стран убеждают бедные страны под предлогом развития экономики действовать в на­правлении, противоположном тому, которым двигались сами. Исполь­зовавшие протекционизм на ранних этапах своего развития, развитые страны теперь запрещают исполь­зовать его другим: Чхан называет это «kicking away the ladder», то есть развитые страны «отбрасыва­ют лестницу», по которой сами за­брались наверх — и таким образом блокируют развитие других стран!

Идеология «свободных рынков» МВФ и ВБ скрывает тот факт, что индустриализация в странах, счита­ющихся сегодня богатыми, прово­дилась по протекционистской моде­ли, а государство при этом играло большую роль в торговле, инвести­циях и субсидиях. Успехи индустри­ализации в азиатских государствах (например, в Малайзии, Сингапуре, Китае) также обязаны не модели свободного рынка, а сильной роли государства[5]. Использованная ими модель включала в себя земельную реформу, строгое регулиро­вание торговли, государственные предприятия, финансируемые го­сударством исследования и инфра­структуру, высокие таможенные барьеры для защиты новых секто­ров промышленности этих стран от иностранной конкуренции, строгий контроль за денежной политикой и движением капитала, а также суб­сидии и управляемые государством инвестиции в определенные секто­ры экономики[6].

Напротив, неолиберальные ре­формы в азиатских странах при­вели к экономическому кризису[7]. В странах, которые открыли свои рынки иностранному капиталу, упа­ли зарплаты: «В почти всех разви­вающихся странах, которые предприняли быструю либерализацию торговли, увеличилась пропасть между зарплатами, особенно часто в связи с падающей занятостью неквалифицированных рабочих в промышленности и большого абсо­лютного падения их зарплат, в раз­мере 20-30 % в странах Латинской Америки»[8]. Либерализация торгов­ли ведет к росту безработицы[9]. Ино­странные фирмы часто вытесняют национальных конкурентов[10].

Аксиома 2. Мировая торговля свободна, либеральна.

Рассмотрим само понятие «сво­бодная торговля» и утверждение «мировая торговля либеральна, свободна». Как и в XIX веке, се­годня европейские и американские капиталисты добиваются отмены и снижения ограничений между­народной торговли в Азии, Латин­ской Америке и Африке, в то время как сами закрывают свои рынки, например, от сельскохозяйствен­ных продуктов из стран «третьего мира», и поддерживают свои ТНК, в частности, снижением налогов или освобождением от налогообло­жения[11]. В нынешних наиболее раз­витых странах таможенные налоги раньше были важным источником финансирования промышленности. Теперь же развитые страны исполь­зуют МВФ и ВБ, чтобы не допустить этого в других странах, чтобы в них не было собственных промышлен­ных производств и им приходилось бы покупать промышленные това­ры у западных концернов[12]. Цель предшественницы ВТО ГАТТ и вы­росшей из договора ГАТТ самой Всемирной торговой организации — понизить пошлины во всем ми­ре[13]. Либерализация торговли (сни­жение таможенных пошлин, отмена импортных квот) стала во многих странах одной из причин кризиса государственных доходов и упадка в этих странах промышленности, ориентированной на внутренний рынок[14]. обострения кризиса платежного баланса и сокращения ра­бочих мест в стране.

О какой «свободе» идет речь? О свободе ТНК открывать для себя новые рынки сбыта, использовать дешевую рабочую силу и дешевое сырье, понижать налоги и сделать менее жестким экологическое за­конодательство[15]. Свободны ли крестьяне в Латинской Америке или Азии, которые разоряются из-за субсидируемого импорта из США? Или, может, свободны работницы в «свободных экономических зонах», которые производят продукцию для ТНК, напрямую или через посред­ников, — не имеющие никаких прав и получающие мизерную зарплату? Или, может, «свободно» население, которое ограничивают в доступе к приватизированным общественным благам — здравоохранению, обра­зованию, воде, транспорту, электричеству и т.д.? Может быть, речь идет о свободе населения защи­щать свою природу? Или о свободе природы быть не разрушенной?

Первый заместитель директора-распорядителя МВФ и одновремен­но посол США в Петербурге Энн Крюгер открыто заявила в 2003 году на Международном Экономическом Форуме в Петербурге, что «требование платить этим работ­никам “достойную заработную пла­ту” по стандартам промышленных стран полностью уничтожит все сравнительные преимущества на международном рынке для компаний, использующих неквалифици­рованный труд»[16]. Очевидно, что речь идет не о гармонизации (повы­шении) зарплат и прав работников (что было бы хорошо для работни­ков), а как раз об использовании дешевого труда, — то есть международные организации защищают интересы ТНК.

Аксиома 3. Либерализация торговли и сегодня ведет к эконо­мическому росту. Это бесспорно доказывает теорема Рикардо о сравнительных преимуществах. Поэтому торговля должна быть либерализована.

В условиях, когда капитал сво­бодно перемещается между стра­нами, диктуя им свои условия, МВФ и ВБ требуют от государств «третьего мира» специализации на сельскохозяйственных продуктах и ископаемых — ведь ТНК богатых стран выгодны низкие цены на то­вары из этих стран и отсутствие в них собственной промышленности: «Мировая торговля структурирова­на так, что Север (страны центра, развитые, богатые страны — ЕС, США, Япония) преимущественно продает на мировом рынке готовые промышленные изделия и услуги с более высокой стоимостью, в то время как Юг (Латинская Америка, Африка, Восточная Европа, Центральная Азия, Южная Азия) про­дает главным образом раститель­ные продукты, минералы и изделия с низкой степенью переработки и стоимостью. Кроме того, с 1970-х годов цены на продаваемые стра­нами Юга товары упали»[17]. После вступления в силу соглашения ВТО цены на не переработанные товары упали еще сильнее: «Примерно че­рез девять лет после того, как ВТО вступило в силу, цены на все пер­вичное сырье, кроме нефти, упали больше чем на четверть. Уругвай­ский раунд ВТО отменил согла­шения, регулировавшие цены на сырье, которые стабилизировали мировые цены на эти продукты»[18]. Теперь цены находятся в свобод­ном полете из-за специализации, навязанной МВФ и ВБ всем стра­нам. Это выгодно западным концер­нам. Попав в долговую зависимость от западных банков, государств и международных финансовых орга­низаций, страны «третьего мира» вынуждены увеличивать объемы экспорта для погашения кредитов. Однако так как страны «третьего мира» специализируются на произ­водстве лишь нескольких видов то­варов, причем многие из них были ориентированы на производство од­них и тех же товаров, рост экспорта однотипных товаров из многих стран снижает на них цену. Это привело к дальнейшему падению цен на про­дукты стран «третьего мира».

Более подробный анализ дает Кристиан Фельбер в статье «Крити­ка теории свободной торговли» (см. Приложение).
 

Что такое ВТО — анализ интересов


Вопреки слогану «ВТО уничтожа­ет бедность» («WTO eliminate the poverty») бедность в странах, кото­рые вошли в ВТО, выросла[19]. Доля развивающихся стран в мировой торговле — несмотря на обеща­ния перед вхождением в ВТО — не только не выросла, но в некоторых случаях и упала. Например, по­сле вступления в ВТО упала доля в мировой торговле экономически самых слаборазвитых стран (по данным доклада организации ООН, UNCTAD Report 2002)[20].

 

Права и обязанности членов


Право ВТО стоит над законодатель­ством национальных государств и предусматривает единственный возможный путь развития эконо­мики страны. Члены ВТО обязаны либерализовать, приватизировать, дерегулировать (открывать для доступа ТНК и банков) сферы своей экономики одну за другой[21].

Государство, вступившее в ВТО, уже не сможет, как суверен­ное государство, просто изме­нить свою политику. Отказаться от обязательств перед ВТО по либерализации или изменить условия можно только через три года после вступления в силу этих договоров. И только после выплаты компенса­ций торговым партнерам, понесшим убытки. Если, например, какое-то государство захочет снова национализировать приватизированную систему здравоохранения, то оно столкнется с судебным процессом в ВТО и огромными штрафными санкциями[22]: «В отличие от реформ, проводимых страной в односторон­нем порядке, обязательства, на которые идет страна в ВТО, новое правительство не сможет просто отменить, если оно не захочет в та­кой мере открывать свой рынок для иностранной торговли и иностранных прямых инвестиций»[23].

Если государство заключило со­глашение об облегчении торговли с одной страной, то это соглашение должно действовать и по отноше­нию к инвесторам других стран.

Государство не может ввести количественных и качественных ограничений для доступа на свои рынки иностранных концернов и банков (как то: квоты, эмбарго, запрет, контингентирование и введение минимальной цены за экспорт и импорт).

Так как общественные блага, по правилам ВТО — тоже товар, подлежащий приватизации, то все эти меры касаются и доступа иностранных инвесторов на «рын­ки» образования, здравоохране­ния и т.д.

Соглашение ГАТТ запрещает запрет импорта товара из эколо­гических соображений.

Государство не вправе регули­ровать уровень валютных рас­ходов и не вправе предписать инвесторам, какую часть прибы­ли они должны инвестировать в этой стране, какую вывести, а также какую часть продукции они могут вывести из страны. С этим связаны проблемы платежных и торговых балансов.

Государствам запрещено обя­зывать инвесторов использовать продукты, произведенные в стра­не, в процессе производства или обязывать их принимать на рабо­ту население этой страны.

Каждая страна может быть об­винена перед судом ВТО. Если страна хочет, например, ввести ограничения на экспорт своих ре­сурсов, то она этим уже «нарушает закон ВТО» и «правила свободной торговли»!

Страна не имеет также права принимать законы и договоры, предписывающие, чтобы при пе­реработке ресурсов этой страны использовалось население этой страны. Наказаны, по закону ВТО, могут быть также те страны, кото­рые предпочтут местных инвесто­ров иностранным инвесторам.

В рамках ВТО принятие законов не привязано к государству, которо­го они касаются. Теперь на уровне права интересы международного торгового капитала, интересы меж­дународных концернов и банков стоят выше интересов населения — членов ВТО.

Правительства стран-членов и администрации регионов обя­заны подчиняться праву ВТО. При нарушении прав ВТО стране-«виновнику» грозят судебные про­цессы, законы против этой страны, изъятие вложенных средств.

Хотя ВТО — договор между го­сударствами и формально с требованиями к ВТО изменить за­конодательство другой страны, (жалобы перед судом ВТО) высту­пают государства, как правило, за такими заявлениями стоят транс­национальные корпорации, кото­рым «мешает» тот или иной закон в государстве, где они собираются заниматься бизнесом[24].

В рамках ВТО группа из торго­вых представителей стран — чле­нов ВТО (не выбранных народом, а назначенных правительствами сво­их стран) принимает решения о пра­вилах ВТО. Эти люди становятся самым влиятельным в мире су­дом и законодательным органом, чьи решения обязаны выполнять суды и парламенты стран ВТО. Как именно корпорации лоббируют в ВТО свои интересы, можно прочи­тать, например, в работах Сьюзан Джордж и на сайте организации WEED. Так, в США у корпораций есть доступ (через консультационные советы по торговле) к торговым предста­вителям США в ВТО[25]. В интересах прибыли корпораций понижаются, например, стандарты здравоохра­нения и безопасности питания[26]. ВТО заставляет страны-члены вво­зить генетически модифицирован­ную продукцию. В ВТО нет антимо­нопольного законодательства, ВТО может запретить принятое в странах регулирование движения капитала и отменить запрет спекулятивных дериватов. Например, ЕС через ВТО потребовал от Таиланда отменить закон, запрещающий дея­тельность в Таиланде банков, рас­положенных в оффшорных зонах, где отмываются налоги[27].

Государства, вошедшие в ВТО, не имеют права регулировать раз­мер прибыли, который должен ин­вестироваться в их стране, размер прибыли, которую можно вывозить.

Запрещается предъявлять к то­варам требования, связанные с условиями их производства. Это лишает страны теоретической воз­можности запретить, например, ввоз товаров, при производстве которых был нанесен значительный вред окружающей среде или ис­пользовался детский труд.

У частных и государственных компаний и у национальных и ино­странных компаний должны быть равные права. Это, в частности, означает, что, если государствен­ная больница, или университет, или почта получает финансирование от государства, то частные инвесторы могут тоже потребовать от государ­ства финансирование под предло­гом нарушения конкуренции и нару­шения их прав как инвесторов.

Цель правил ВТО состоит в том, чтобы отнять у государств право самостоятельно регулировать их экономики и даже теоретическую возможность проводить реформы в интересах своего населения. В то же время результаты либерализа­ции торговли предоставили огром­ные права ТНК[28].


Производство и торговля в глобальной перспективе

Египетский экономист и критик неоколониализма Самир Амин пи­шет, что переход GATT в WTO было центральным для новой формы эко­номического управления мира кол­лективным империализмом:

«ВТО была безусловно создана для того, чтобы закрепить и лега­лизовать “сравнительные преиму­щества” транснационального ка­питала. Производственные права и авторские права в ВТО были сформулированы так, чтобы закре­пить монополии транснациональ­ных компаний, гарантировать им сверхприбыль и поставить на пути каждой попытки независимой ин­дустриализации в странах перифе­рии практически непреодолимые препятствия. ВТО — это не только организация по регулированию ми­ровой торговли, что заставляет по­думать ее название; функции ВТО намного шире. Она должна ввести единые правила управления на­циональных и мирового рынков. И по радикальному концепту “свободной торговли”, которого в таком масштабе еще не было в истории, отменить всю разницу между ними. Результатом этого будет реоргани­зация систем производства в инте­ресах сильнейшего, то есть транс­национального капитала. То есть ВТО хочет организовать производ­ство в мировом масштабе, причем не в смысле развития (для бедных — хотя бы частично “догоняющего”), а для максимизации прибыли ТНК при цементировании асимметрии производственных структур и их неравенства. … Проект “управление мировой экономики ВТО” в полном смысле — крайне реакционен: он нацелен на возвращение к прежним формам международного разделе­ния труда. Поэтому ВТО для меня — истинно новое колониальное министерство стран “восьмерки”. ВТО играет по отношению ко всем стра­нам периферии одну и ту же роль: не допустить, чтобы колонии ста­ли в будущем конкурентами, и для этого отнять у государств перифе­рии право на самостоятельное за­конодательство[29] и регулирование, касающееся деятельности капита­ла метрополий в этих странах. Ре­ально существующий капитализм[30] следует логике систематической защиты сильнейших монополий. Теории вульгарной экономики (тео­рии воображаемого капитализма) о “добродетелях” свободной торговли — только пропаганда в простейшем смысле слова, то есть ложь. Я принадлежу к тем, кто определяют ка­питализм не через “рынок”, а вме­сте с Броделем — через стоящую над рынком власть»[31].

ВТО не позволяет странам пери­ферии защищать свою промышлен­ность таможенными пошлинами и субсидиями, но страны центра («се­мерка») продолжают выплачивать субсидии, например, в сельском хо­зяйстве. США также ввели квоты на сталь, чтобы защитить от иностран­ной конкуренции американские сталеплавильные концерны.


Теория «национальных цен на ресурсы»


МВФ, ВБ и ВТО пропагандируют ориентацию на экспорт и доби­ваются специализации экономик стран периферии в те секторах, которые выгодны стоящим за ними корпорациям. При этом ВТО, МВФ и ВБ используют теорию «национальных цен на ресурсы» (domestic resource costs, DRC), чтобы сохра­нить систему «центр»-«периферия». DRC выдаются за надежный инди­катор для разделения экономиче­ских секторов на те, в которых стра­на может ожидать добиться успеха, в которых она не должна произво­дить, и на те, которые она даже не должна пробовать развивать.

DRC — это единица измерения расходов на сырье, которое исполь­зуется для производства одного товара в самой стране, чтобы ку­пить одну валютную единицу или сэкономить ее. Таким образом ми­ровой рынок становится мерилом оценки рентабельности и конкурен­тоспособности национального про­изводства, масштабом для структу­рирования экономики страны. Это никак не соотносится с положени­ем дел, спросом и ценами на внутреннем рынке. Масштаб и шкала оценки привносятся извне, поэтому расходы на использование ресур­сов страны никак не соотносятся с такими целями, как справедливость или долговременное благополучие населения. Теория DRC рассма­тривает условия, сложившиеся на мировом рынке, чтобы определить, как должна себя вести страна, что­бы купить или сэкономить один доллар. Это значит, что производ­ство ориентировано на экспорт и исходит из мировых цен на товары. Воплощение этой теории в полити­ке должно гарантировать, что стра­на периферии и дальше останется в том же положении[32].

Посмотрим, как именно в рамках режима ВТО проводятся интересы ТНК. Требования при вступлении в ВТО совпадают с условиями предо­ставления кредитов МВФ и ВБ — с реформами структурного приспосо­бления: либерализация, приватиза­ция, стабилизация. ВТО работает в тесном сотрудничестве с МВФ и Всемирным банком.
 

Списки секторов, которые планируется открыть для «мирового рынка»

Страны — члены ВТО составляют списки секторов рынка в других странах, куда хотят получить доступ их концерны и которые поэтому должны быть открыты для между­народной торговли, и списки обла­стей экономики, которые эти стра­ны сами хотят открыть. Эти списки держатся в тайне и не подлежат пу­бличному обсуждению[33].
 

Суд ВТО


У ВТО есть свой суд (Dispute Settlement Body). Посредством этого органа ВТО может заставить национальные правительства отменить федеральные и региональные пра­вила и законы, касающиеся, в част­ности, защиты окружающей среды и социальных стандартов, что ВТО уже и делает. Некоторые прави­тельства и концерны целенаправ­ленно используют угрозу подать на страну в суд ВТО как оружие, чтобы блокировать регулирование в сфе­ре охраны окружающей среды и здравоохранения[34].

При этом не обвиняющий обязан доказывать вину обвиняемого, а обвиняемый — свою невиновность. Что имеется в виду? Например, ЕС запрещал одно время ввоз на свою территорию ГМО, после чего США (в интересах концернов США) пода­ли на ЕС в суд ВТО. ЕС была обя­зана доказать, что ГМО вредны, а не США — что ГМО не вредны. Суд ВТО присудил ЕС к крупным штра­фам. Вскоре Евросоюз сдался, раз­решив ввоз ГМО, но предписав их маркировку. Теперь США борются против отмены маркировки това­ров, содержащих ГМО.

Кстати, ВТО не признает между­народно признанное экологическое право превентивно запрещать что-то потенциально опасное (товар, вещество, продукт).

В 1989 году ЕС запретила об­работку мяса гормонами роста и ввоз такого мяса на свою терри­торию, опасаясь за здоровье потре­бителей. В 1996 году США и Канада подали на ЕС в суд ВТО, аргументи­руя свой шаг тем, что вред гормонов еще не доказан. ВТО присудила ЕС к уплате штрафа за все годы запре­та: по 117 миллионов американских долларов в год Соединенным Шта­там и по 11 миллионов канадских долларов — Канаде.

Компания Gerber ввозила в Гва­темалу детское питание, которое нужно было разводить водой. Однако из-за плохого качества воды, по данным ЮНИСЕФ, ежегодно умирает около 1,5 миллионов де­тей. Поэтому уже в 1981 году ВОЗ издала «Международный кодекс по продаже продуктов, заменяющих материнское молоко», который включал в себя запрет на идеали­зирование искусственного детского питания и предписывал наклеивать на детское питание информацион­ные сообщения о преимуществах материнского молока. В 1988 году в Гватемале был принят соответ­ствующий закон, смертность мла­денцев значительно снизилась, ООН одобрила путь Гватемалы как образцовый. Однако Gerber оказа­ла через США в ВТО давление на Гватемалу, после чего верховный суд Гватемалы решил, что этот за­кон распространяется только на детское питание, произведенное в стране. А так как Gerber импортиро­вала свои товары, продукцию этой фирмы закон не затронул.

Кроме известных случаев с су­дом ВТО известны также случаи с судом Всемирного банка и судом NAFTA.

В Боливии после приватизации водоснабжения в департаменте Ко-чабамба концерном Bechtel цены взлетели настолько, что люди были вынуждены платить за воду около четверти своего дохода. Населе­ние взбунтовалось, и после полу­годовой «войны за воду» прогнало концерн. В результате суд Всемир­ного банка (International Center for the Settlement of investment disputes, ICSID) присудил Боливию к выпла­те Bechtel 25 миллионов долларов, что в три раза больше инвестиций концерна.

Суд NAFTA принял решение о том, что Мексика должна вы­платить американскому концерну Metalcald 17 миллионов долларов компенсации за то, что тот хотел построить рядом с заповедником свалку ядовитого мусора, а Мекси­ка это запретила.

Концерн Ethyl обвинил Кана­ду в суде NAFTA в том, что она запретила на своей территории ядовитую добавку в бензин ММТ. Канада испугалась штрафов и отозвала запрет.

В 2001 году американская фир­ма экспресс-доставки United Parcel Service подала в суд NAFTA на По­чту Канады. Она обвинила ее в «не­лояльной конкуренции» и потребо­вала 160 миллионов компенсаций, поскольку Почта Канады получает субсидии от государства.

Стандарты по безопасности продуктов питания не должны быть строже, чем правила Codex alimentarius организации ФАО — при этом на ФАО оказывают большое влияние представители аграрных концернов и концернов, производящих продукты питания.


Права потребителей


В соответствии с главой XX ГАТТ, «ограничивающие торговлю меры по защите жизни и здо­ровья или невозобновляемых источников энергии можно при­нимать только тогда, когда они не являются дискриминацией и завуалированным ограничением международной торговли». Чьи интересы представляют судьи ВТО, можно было уже догадаться. Исхо­дя из этого, ясно, в чьих интересах можно интерпретировать это рас­плывчатое регулирование.


ГАТС


Меморандум ВТО от 19 марта 2001 постановляет, что национальные законы и регулирование стран мож­но отменить, если ВТО посчитает их «более обременительными, чем необходимо». Это означает, что ВТО будет пересматривать уже принятые законы! При этом в суде ВТО, согласно этому меморандуму, нужно отклонять «контраргументы, указывающие на гарантирование общественного блага», вместо это­го на первом месте должен стоять принцип эффективности[35]. Статья VI.4 соглашения ГАТС[36] предусма­тривает такую «проверку необходи­мости» для национальных законов. Это значит, что комиссия ГАТС по урегулированию споров обладает правом вето на решения любого парламента или любого правитель­ственного органа любой страны. Именно она решает, является ли тот или иной закон или правило «более обременительными, чем необходи­мо». Причем что такое «необходи­мо», тоже будет решать комиссия ГАТС, а не парламент страны[37]. За­дача комиссии по урегулированию споров при ВТО — гарантировать, «чтобы правительства мира руко­водствовались не тем, что хорошо для их населения, а чтобы законы были как можно выгоднее для иностранных инвесторов и торговых корпораций»[38]. Каждое националь­ное постановление, касающееся защиты природы, должно в соот­ветствии с ГАТС ВТО пройти тест на «необходимость».

Кристиан Фельбер резюмирует: «Короче говоря, если даже защита окружающей среды, регулирование финансовых рынков, поддержка на­циональной экономики и социаль­ную защиту ГАТС относит к сфере своего регулирования, то можно сказать, что ни одному националь­ному закону не гарантирована без­опасность от ВТО»[39].

В ГАТС важен принцип «равного отношения». Имеется в виду сле­дующее. Если, например, учрежде­ния общественного сектора России получают субсидии, то их должны получать и иностранные частные учреждения, выходящие на рынок. Иначе они считаются «ущемлен­ными в правах». Право же людей на бесплатное лечение и образо­вание при этом не рассматривает­ся! Субъекты права — не люди, не население, не граждане, а — юри­дические лица, фирмы, корпора­ции. ВТО принуждает государства, входящие в нее, снижать финан­сирование общественного сектора (детские сады, школы, универси­теты, больницы, дома престарых, библиотеки, музеи, системы водо­снабжения, транспортные государственные предприятия, пенсионную систему, энергосистемы и сферу здравоохранения, почту и сферу те­лекоммуникаций[40]). «Это означает конец общественного сектора. Как раз этого хочет неолиберализм. От государства должен остаться толь­ко скелет: полиция, суд, армия, цен­тральный банк», — пишет Кристиан Фельбер[41].

Крупнейшие концерны в обла­сти «сферы услуг» родом из ЕС и США. Обращаю внимание на то, что в понятие «сфера услуг» в кон­тексте ВТО входят, кроме обычных услуг (парикмахерских, например) все вышеперечисленные секторы и учреждения! Поэтому логично, что именно США и ЕС требуют от других стран в ВТО открыть эти секторы для доступа иностранных инвесторов[42] и приватизировать общественные блага (здравоохра­нение, образование и т.д.)[43]. ВТО требует проведения приватизации общественных благ, которые она рассматривает в качестве коммер­ческих товаров — и передает их под контроль корпораций. «Частные ин­вестиции» и логика извлечения при­были (потому что инвестиции — не меценатство) должны, по ВТО, идти во все области — в спорт, культуру, сферу ЖКХ в той степени, в какой в них можно извлечь прибыль: «Кон­церны уже конкурируют друг с дру­гом за приватизацию водоснабже­ния, трасс между городами и дорог в городах, национальных парков и многое другое»[44]. В бедных странах около 80 % населения не может платить за школу, высшее образо­вание, транспорт, воду и электриче­ство, выплачивать взносы на меди­цинскую страховку и пенсию. Тем временем собственникам своих ак­ций компании выплачивают баснос­ловные дивиденды. Эти прибыли должны откуда-то появляться, и их не получить при благотворительных ценах. Правительства государств — членов ВТО к тому же не имеют права регулировать цены, посколь­ку в ВТО такие действия рассма­триваются как «препятствия на пути торговли» и государству грозят эко­номические санкции. Государства, по правилам ВТО, не могут, к при­меру, потребовать от концернов подключить к водоснабжению или транспорту бедные районы, потому что «любое регулирование мешает рынку». То же касается и регулиро­вания цен.

ООН предупреждает, что ГАТС лишит широкие слои населения до­ступа к элементарным обществен­ным благам!

Бывший директор отделения ГАТС в секретариате ВТО Дэвид Хартридж говорит, что без огром­ного давления американской ин­дустрии финансовых услуг, осо­бенно таких фирм, как American Express или Citicorp, ГАТС не был бы принят. ГАТС лоббировали так­же USCSI (US Coalition of Service Industries), ESF (European Services Forum), Liberalization of Trade in Services (LOTIS), Global Services Network (GSN), International Financial Services London (IFSL). Председа­телем LOTIS, например, является лорд Бриттен, который входил в ру­ководство ЕС и сегодня — он вице-президент международного банка Bankhaus UBS Warburg. В LOTIS представлены банки и страховые компании, которые контролируют сотни миллиардов долларов[45]. Кро­ме банков и страховых агентств, ГАТС выгоден концернам, спе­циализирующимся на энергоси­стемах, системах водоснабжения, образовании и здравоохранении[46], поскольку ГАТС — инструмент по проведению приватизации этих областей.

ВТО, ВБ и МВФ утверждают, что конкуренция частных фирм в обще­ственном секторе понизит цены и улучшит качество, но этот аргу­мент не верен — не имеет смысла класть параллельные рельсы или водопроводные трубы. Как уже показано выше, примеров нега­тивных результатов приватизации общественных благ достаточно: в Великобритании разваливается приватизированная железная до­рога, в штате Калифорния рушится приватизированная система энер­гообеспечения, в Боливии и Южной Африке — обеспечение водой, а в Чили — пенсионная система[47].


ВТО и природа


Пока все судебные споры по эко­логии в ГАТТ-ВТО ослабляли на­циональное экологическое зако­нодательство[48].

Право ВТО ставится выше эко­логического законодательства. На­рушение международных соглаше­ний по защите природы не карается санкциями, и поэтому международ­ные соглашения по защите окружа­ющей среды не имеют фактической силы, — права же экономических субъектов, корпораций, на «свободную торговлю» и эксплуатацию при­роды защищены.

По правилам ВТО, государство не имеет право запретить ввоз на свою территорию продуктов, вред­ных для здоровья и окружающей среды, потому что это «против пра­вил свободного рынка».

ВТО запрещает маркировать продовольствие какими-либо эти­кетками, которые информируют потребителя о том, насколько эко­логически чистыми являются приобретаемые им продукты. Нельзя также ограничивать ввоз товаров, производство или потребление ко­торых ведет к разрушению окружа­ющей среды[49].

МВФ, ВБ, ВТО требуют пере­ориентации производства зависи­мых стран на экспорт, что ведет к ускоренному разрушению природы. Попав в «долговую петлю» МВФ и Всемирного банка, страна вынуж­дена постоянно экспортировать свои ресурсы, чтобы заработать ва­люту для оплаты долгов.

ВТО не признает международ­ные договоры по защите окружаю­щей среды.

ВТО не признает также между­народный принцип осторожности, то есть государство не может за­претить импорт товаров, пока не до­казано, что они вредны. Например, страны ЕС отказались ввозить мясо из США, потому что животных там кормят гормонами. За это против ЕС были введены штрафные санкции. То же произошло и с генно-модифицированными продуктами из США: правила ВТО не позволя­ют запретить их ввоз, те государ­ства, которые все же его запреща­ют, платят большие штрафы. Все это, конечно, делается в интересах концернов, производящих генно-модифицированную продукцию, большая часть которых расположе­на в США (например Monsanto)[50].

Либерализация транспорта мо­жет привести к сокращению же­лезнодорожных перевозок из-за высоких цен на приватизирован­ных железных дорогах и закрытия неприбыльных участков и роста интенсивности автомобильных перевозок. ГАТС угрожает и на­циональным законодательствам в областях, напрямую связанных с загрязнением природы, таких как нефте- и газодобыча.


Инвестиционное соглашение в ВТО


Иностранные инвесторы заин­тересованы в отмене различных государственных требований: по регулированию инвестиций, касаю­щихся величины участия иностран­ного капитала, квот по обязательно­му привлечению местной рабочей силы или по использованию мест­ного сырья или материалов, обяза­тельств по образованию совмест­ных предприятий с фирмами этого государства, выполнения местного законодательства по трудовому и экологическому праву, а также требований, касающихся торгово­го и платежного баланса. Их цель — сделать так, чтобы не возникало внешнеэкономического дисбаланса из-за слишком большой доли по­луфабрикатов, слишком больших валютных расходов или из-за очень большого вывоза прибылей[51]. Пла­нируется внести в ГАТС законы, от­меняющие подобное государствен­ное регулирование. Правительства стран «семерки» уже поддержива­ют этот проект.

Уже во время переговоров ГАТТ, которые перевели к созданию ВТО, США попытались объединить в одну законодательную систему правила, предусмотренные Соглашением о Североамериканской Зоне Свободной Торговли (NAFTA) и правила ВТО. Инвесторы должны были бы получить больше прав и быть лучше защищены, в первую очередь ТНК получали право само­стоятельно подавать жалобы в суд ВТО, минуя государства. Евросоюз также лоббировал интересы транснациональных инвесторов. Однако попытки США и ЕС потерпели по­ражение благодаря сопротивлению большинства других стран. Потер­пев поражение на первом этапе, США и ЕС попробовали провести эти соглашения внутри блока богатых стран — Организации экономи­ческого сотрудничества и развития (OECD), а уже затем убедить весь остальной мир принять эти нормы, одобренные «самыми успешными» странами. Кульминацией этой кам­пании корпоративного лоббизма была попытка принять соглаше­ние MAI (Многостороннее согла­шение по инвестициям, Multilateral Agreement on Investment). Факти­чески MAI предусматривало до­бровольный отказ государств от какой-либо формы контроля за деятельностью частного капита­ла в принципе. Этот документ был настолько скандальным, что вы­звал бурю возмущения в Западной Европе, причем не только в левых кругах. Документ был отвергнут Европарламентом.

Уже сегодня государства сни­жают экологические и социальные стандарты, стремясь привлечь ка­питал. Инвестиционные соглашения еще больше ограничивают права государств предпринимать меры по защите труда и природы, а частные инвесторы — большей ча­стью ТНК — получают возможность в рамках международного права обвинять государства, если те вво­дят регулирование. В региональное экономическое соглашение NAFTA входит инвестиционное соглашение, из-за которого Мексика была приговорена к выплате штрафа американскому концерну, потому что Мексика запретила строитель­ство ядовитой свалки вблизи охра­няемого заповедника!

Принятие в ВТО соглашений по модели NAFTA лишит страны пра­вовой возможности самим опреде­лять, как быстро и в каком объеме расходуются ресурсы этой страны[52].

Принцип ВТО «равных прав на­циональных и иностранных инвесто­ров» делает незаконной поддержку национальной промышленности (как частной, так и теоретически государственной), потому что ино­странные и национальные инвесторы «должны обладать равными правами»[53].

 

Финансовый рынок и ВТО


В интересах банков, страховых фон­дов и трейдеров (торговцев ценны­ми бумагами), США вместе с ЕС и Японией пытались интегрировать на Уругвайском раунде специ­альное соглашение о финансовых услугах в ГАТС[54]. Финансовые игро­ки оказывают большое влияние на формулирование политических по­зиций правительств и ВТО[55].

ГАТС и ФТА желают отменить оставшиеся барьеры для свобод­ного потока финансового капитала, что требуют также МВФ и ВБ[56]. Со­глашения ГАТС узаконивают круп­ные финансовые и спекулятивные манипуляции, направленные про­тив стран «третьего мира» — в ре­зультате эти страны отказываются от самостоятельной денежной, а, следовательно, и экономической политики[57]. ЕС требует от других стран, чтобы они открыли доступ западным банкам на свои рынки пенсионного обеспечения и стра­хования, отменили ограничения по участию иностранного капитала и либерализовали потоки капитала[58]. ГАТС запрещает государствам ре­гулировать количество вывозимых иностранными концернами за гра­ницу прибылей.


ТРИПС в ВТО


Дерегулирование торговли по пра­вилам ВТО, сопровождаемое рас­ширением защиты прав интеллекту­альной собственности (соглашение ТРИПС), позволяет ТНК проникнуть на национальные рынки и расши­рить свой контроль практически на все секторы национальных произ­водственных секторов, сельского хозяйства и сферы услуг[59].

Концерны США, ЕС и Японии занимают в области производства программного обеспечения, ме­дикаментов, химии и развлечений доминирующую позицию. Соглаше­ние ТРИПС гарантирует концернам этих стран защиту их позиций[60]. Вступление в ВТО и, следователь­но, подписание части договоров ВТО — ТРИПС — приведет в Рос­сии к уменьшению числа исследо­ваний и системы исследований[61]. Коммерциализация и приватизация интеллектуальных, ремесленных, культурных прав и прав на произве­дения искусства гарантирует мак­симальные прибыли олигополии из отобранных знаний народов, кото­рые используют эти знания до сих пор бесплатно. Например, олиго­полии крадут эти знания у народов стран «третьего мира» и затем за­ставляют покупать их у концернов[62]. Концерны, обладающие властью на рынке, готовы к применению насилия. Под лозунгами защиты интеллектуальной собственности и призывая к суду ВТО, представ­ляющего как раз их интересы, ТНК присваивает себе чужие права. Дело в том, что значительная часть агрономических и биологических знаний, которые используются в сельском хозяйстве бедных стран, не защищены патентами. Корпора­ции оформляют патенты на себя, присваивая это «незащищенное» знание, а затем требуют, чтобы им платили за использование подоб­ной информации или биологиче­ского материала, ранее — общедо­ступного и бесплатного. Они также монополизирует торговлю рисом, зерном и другими ключевыми био­логическими ресурсами[63]. Фактиче­ски ТРИПС легализует биопират­ство западных концернов[64].

ТРИПС должно защищать и рас­ширять монополии концернов[65]: «Цель ТРИПС — гарантировать технологическое преимущество стран “первого мира” на как мож­но более долгий период. Но успе­хи индустриализации сегодняшних развитых стран были возможны как раз потому, что тогда не было все­мерной защиты патентов»[66].

Показательный пример — скан­дал с фармацевтическими концер­нами, требующими для себя доступ к рынкам стран «третьего мира» на эксклюзивных правах, то есть с запретом для этих стран поку­пать более дешевые медикаменты у других фирм — что обернулось настоящим геноцидом в Африке[67]. Вместо улучшения уровня жизни населения такая политика привела к массивному росту цен в областях медикаментов, медицинской техно­логии и биотехнологии[68].

Соглашение ТРИПС было за­ключено при массивном влиянии 13 американских концернов[69]. Джеймс Эниарт из одного из них, Monsanto, описал, как родился ТРИПС: «Кон­церны стала волновать большая проблема в международной торговле. Они разработали путь решения, сделали конкретное предложение и дали его на подпись своему прави­тельству и правительствам других стран»[70].

Негативные результаты поли­тики ТРИПС для стран «третьего мира» — рост цен на медикаменты, обострение дисбаланса импорта-экспорта, рост безработицы из-за уменьшения производства внутри страны[71].

По правилам ТРИПС запреты на рекламу детского питания (среди которого могут быть нежелатель­ные для детей продукты, напри­мер, детское питание, содержащее генно-модицифированные ингре­диенты), табака и алкоголя неза­конны, потому что они считаются «дискриминацией иностранных производителей».
 

Сельское хозяйство и ВТО


«Либерализация» сельского хо­зяйства подрывает безопасность продовольственного обеспечения в странах «третьего мира», пригова­ривает сотни миллионов крестьян на нищету и миграцию в городские кварталы нищеты, где они лишены будущего[72]. Под лозунгом «миро­вой свободной торговли» сельское хозяйство, призванное обеспечить население продовольствием, перепрофилируется в экспортно-ориентированную аграрную про­мышленность[73]. США и ЕС продолжают субсидировать сельское хозяйство в своих странах, что ведет к перенасыщению рынков периферии субсидированными продуктами, к падению цен на них и банкротству местных произво­дителей. Соглашение по сельско­му хозяйству ВТО требует открыть рынки стран «третьего мира». «Это соглашение ВТО (Соглашение по сельскому хозяйству) сделало за­конным субсидирование сельского хозяйства в развитых странах и од­новременно сократило возможности стран “третьего мира” выйти со своей сельскохозяйственной про­дукцией на мировой рынок»[74].

ТНК уже поделили мировой ры­нок и их цель не делиться с другими, а завоевать еще больше. По иссле­дованиям FAO в странах «третьего мира» после 1994 года вырос объ­ем импорта сельскохозяйственной продукции, а не экспорт. Развитые страны, требуя открытия рынков от других стран, ограничивают доступ на свои рынки через таможню, суб­сидирование и использование са­нитарных и фитосанитарных стандартов[75].

Опубликовано в журнале «Левая политика», 2009, №9, С. 38-55.
Электронная публикация на сайте commons.com.ua [Оригинал статьи]



 



Источник: http://scepsis.ru/library/id_2546.html

Поделитесь с друзьями:

Смотрите также:

ВТО

 

Комментарии:

Рина

как-то тут предлагали Медведева одного в это ВТО отпр...послать
я оченна поддерживаю!!!:)

Ответить

Aha

Где то подписи в инете собирают против ВТО

Ответить

Polinka

Сейчас инет-митинг начался как раз... Я тут постила как туда попасть http://polinka.gorod.tomsk.ru/index-1296832514.php.
А ссылки с голосованием не видела - если найдете, напишите, обязательно проголосуем)

Ответить

подписи собирают тут:
http://nstarikov.livejournal.com/
Кто помнит,как в Звездных Войнах называлась та "организация", с которой воевали джедаи и все остальные?
Тоже какая-то "всемирная торговая...."

Ответить

Местный

афтар, с нашими ценами в Томске на всё, как в Токио нам не только в ВТО вступать, а ещё какую-нибудь организацию создавать для улучшения конкуренции и снижения цен

Ответить

Судя по коментам, цены в Томске такие же, как во Франции, Германии. Не понимаю, с чего они должны падать, если Россия войдет в ВТО? Скорее их сейчас поднимают до уровня, чтобы потом разница не была шокирующая. Так же интересно, как сильно теперь цены на отопление в Томске поднимут.

Ответить

К тому же, импортные товары здесь тоже продаются намного дороже, чем аналогичные в России. Например, норвежская рыба консервированная здесь дороже, чем такие же консервы в России. Это что ли Норвегия к Франции дальше?

Ответить

Melarien

а кто тему минусует?
что за либерастня?

Ответить

ВТО - последний пиз...дец страны.А либересне урвать-бы свои 30сребренников.

Ответить

 1  1   Не пидриепт

Полный п-дец,это охyенные таможенные пошлины,когда мы будем вынужденны покупать гавно и задорого.
На сыры вон сколько раз за последние года три пошлины поднимались?
А своих больше стало? А вот и хyй! Только цены выросли.
Про вазы(ночные) с глонассом вообще можно не говорить.
Так что патриоты-идиоты,скоро как в совке будем говно,только
уже значительно дороже.

Ответить

>>>На сыры вон сколько раз за последние года три пошлины поднимались?
===
Модно подумать, без импортных сыров для тебя жизнь кончится...
Тоже мне, гурман нашелся.

Ответить

 1  1   Не пидриепт

Конечно-конечно,можно и на хлебе жить,да за великую идею вЪeбывать.

Ответить

Mishganer

"На сыры вон сколько раз за последние года три пошлины поднимались? А своих больше стало? А вот и хyй! Только цены выросли." Чтобы свои появились и гораздо дешевле, государству этим заниматься надо. Помогать с/х производителям, деньгами, оборудованием, снижением налогов, что и делали в свое время страны - держатели ВТО! Так что, не надо надеятся на ВТО, как на нечто, что нас всех накормит. Они накормят токмо себя любимых.

Ответить

 2      Не пидриепт

Помогать с/х производителям, деньгами, оборудованием, снижением налогов
Совершенно справедливо!
А здоровая конкуренция не повредит,иначе придется покупать
хрень на рыбьем меху,такую,как в советское время в магазинах продавалась,но уже не по советским ценам,а по цене(на сегодняшний момент)турецкой дубленки и т.д и т.п.

Ответить

ты идиот )) ты сейчас это и покупаешь, одежда разваливается не успеваешь её одеть, еда почти вся просто заменители или вообще непонятное дерьмо, машины если новых годов, она 300к км откатывает и можно на свалку её, а образцы 90-00х годов ещё спокойно ездят. новые дома - сразу некачественная стройка, потому что строят гастробайтеры по большей части и проекты принимают не чуть не более умные строители.
у тебя мозгов то хватает понять, что если своя продукция, которая делается на этой территории не конкурентноспособна по тому что на неё требуется затратить больше энергии, ты займёшься трудоустройством этих людей?
ни одна страна кроме китая не выиграла от ВТО вообще )

Ответить

        Не пидриепт

ты сейчас это и покупаешь, одежда разваливается не успеваешь её одеть/
Эй мудак,я зимние сапоги 4-ый сезон таскаю и все пучком,
одну дубленку три сезона носил,ее еще на три хвати,да я второй сезон новую ношу.
новые дома - сразу некачественная стройка
Придкрок,был я в новостройке панельной в Радужном,так 75-ая серия и рядом не валялась.
Короче,либо ты просто мудозвон либо придурок либо провокатор,из бриГАДников.

Ответить

я в отличие от таких тупых пид4расов как ты, хочу жить в этой стране и я люблю свою родину выродок.
но если всё пойдёт по этому сценарию, ты падаль увидишь как быстро станет хуже, не стоит забывать, что офисный планктон получает деньги, за счёт того что кто то ещё работает в этой стране.

Ответить

        Не пидриепт

я люблю свою родину выродок.
Слышь,любитель,без запятой между родиной и выродок фраза коренным образом меняет смысл и ко мне не имеет уже никакого отношения. Получается,что ты любитель родины выродок,а мне лично бы хотелось,что бы эта родина была родиной не выродок,а нормальных людей.
Кстати,я реально представитель именно рабочего класса,а не как не офисного планктона.А ты то,любитель родины вородок,сам то чем на жизь промышляешь?

Ответить

ВТО, ЮЮ, ГМО, ..., ...
афтар, шкафы перед сном не проверяете на наличие в них потенциальной опасности?
под кровать заглядываете?
мания преследования, однако.

Ответить

Aha

Наберите запрос "510 закон ВТО" и посмотрите что про него говорят

Ответить

если в ступление в ВТО снизит таможенные поборы (на авто к примеру), я тока за, кстате наши производители металлопроката тоже, ибо американские пошлины не радют наших сталеваров :)

Ответить

а почему комментарии по большей части от тех, кто мягко говоря только и умеет то печатать в этот компьютер то, хотелось бы увидеть комментарии от адекватной части посетителей.

Ответить

Местный

вы себя к адекватам относите?)))

Ответить

Strj

Нет, он по моему как раз себя относит к "...мягко говоря только и умеет то печатать в этот компьютер". Бля ну что за бред, он даже в "этот" компьютер печатать не может )))

Ответить

А что тут комментировать? И так русским по белому написано, полный писец будет с вступлением в ВТО. Он только теперь закреплен разными договорами будет. Захочешь свою жизнь нормальной сделать- придется уже штрафы платить. Все делается, что-бы мы навсегда в глубокой штуке остались.

Ответить

 
image code